сферы души

центральная страница про сферы души


профиль человеческого лица
наборы чисел китайской нумерологии
фактически имена в конфуцианстве
деление человека на две части
соотношения философии с физиогномикой

Страница 6.

лицо и отображение макрокосмоса
логическое исследование лица
переводы книг китайской философии

сферы индивидуальной человеческой души  

Сферы гностической философии.
На шестой странице приведена дальнейшая информация о древнегреческой философии, и в частности описано понимание человеческой души, а также описано понимание души в контексте Христианской гностической философии, что существенно отличается от концепций греческой философии.

-

Концепции Христианской гностической философии.
Сферы индивидуальной человеческой души.

Основной вопрос всякой философской системы заключается в бессмертии или в отрицании бессмертия человеческой души, а остальные вопросы являются производными, и заключаются в обосновании бессмертного или смертного человеческого существования. В физиогномике данный вопрос тоже является важным, поскольку позволяет понимать особенности человеческого характера с точки зрения душевного развития и смысла человеческой жизни.
Философские системы древней Греции являются источниками современной философии, а также эквивалентны другим древним мировым философским системам, и в частности эквивалентны системам индийской философии или древней китайской философии, и поэтому вопрос о бессмертии является ключевым.
В философской системе Платона душа является сознанием и происходит из сферы идей, а после завершения материального существования возвращается в первоначальный мир идей. То есть согласно философии Платона человеческая душа-сознание является "идеей", которая воплощается в материальном мире и образует тело, а если тело разрушается, то возвращается в мир идей или иначе сказать в мир первообразов.
В философской системе Аристотеля душа тоже является сознанием, но имеет иной смысл, а именно является "формой", согласно которой в бесформенной материи формируется тело. Когда тело разрушается, то свободная форма отделяется от материального тела и возвращается в мир чистых форм, где соединяется с общим мировым сознанием, которое Аристотель называл термином "перводвигатель".
Отличие философии Платона от философии Аристотеля заключается в том, что для Платона душа-сознание является идеей, согласно которой в материальном мире образуются тела, но если тело завершает существование, то душа-сознание возвращается в мир идей и сохраняет самосознание, и затем снова воплощается в материальном мире, сохраняя сознание прежних воплощений. Для Аристотеля душа-сознание является формой и аналогична общему формообразующему фактору, согласно которому в бесформенной материи формируются тела, и поэтому если тело завершает существование, то душа-сознание сливается с формой единого сознания и теряет самосознание.
По существу формы Аристотеля соотносятся с глобальной мировой категорией движения, согласно которой происходит движение мира, и поэтому Аристотель дал источнику движения название перводвигатель, а идеи Платона соотносятся с глобальной мировой категорией жизни, согласно которой в мире возникают образы. Информацию о глобальных мировых категориях смотрите на страницах этого сайта в другом разделе, который называется: божественные категории.
Таким образом, в философии Платона и Аристотеля есть душа-сознание и нет души-индивидуальности, что отрицает бессмертие индивидуальной души, но допускает бессмертие сознания.
Платон и Аристотель имели информацию о душе-индивидуальности, но считали индивидуальность помехой для сознания, которое было основным стержнем их философии, и поэтому эти философы не рассматривали индивидуальность как существенную. В частности Платон соотносил индивидуальность с числами (пифагорейскими числами) и мифологическими образами, но не считал индивидуальность необходимой для философии сознания.
С точки зрения философии Демокрита наоборот существенной является душа-индивидуальность, а душа-сознание не имеет значения, поскольку после разрушения материального тела в сознании не сохраняется память об индивидуальности, то есть сознание соединяется с первоисточником, а атомы индивидуальности рассеиваются в пространстве, и поэтому сознание не может помнить индивидуальность, которая рассеялась и перестала существовать. А именно Демокрит отрицал бессмертие индивидуальной души и считал несущественным бессмертие сознания, которое не помнит индивидуальность, и поэтому мораль его философии заключалась в индивидуальной безмятежности в процессе существования материального тела, или можно сказать, что мораль философии Демокрита заключалась в стремлении к безмятежности души-индивидуальности в продолжении времени пока атомы индивидуальности не рассеялись в пространстве.
Таким образом, с точки зрения философии Платона, Аристотеля или Демокрита, а также с точки зрения всей древнегреческой философии отрицается индивидуальное бессмертие человека, но допускается бессмертие сознания, хотя бессмертие имеет разный смысл. Допустим, в неоплатонизме бессмертие означает слияние сознания с трансцендентальным (непостижимым) источником жизни за пределами умопостигаемого космоса (за пределами мира), а в классической философии Платона или Аристотеля душа-сознание соединяется с глобальным сознанием в пределах умопостигаемого космоса, но в любом случае итог человеческой жизни в контексте греческой философии одинаковый, а именно сохраняется душа-сознание и исчезает душа-индивидуальность.
Не только в греческой философии, но также в контексте всех систем мировой философии допускается бессмертие души-сознания, но отрицается бессмертие индивидуальной души. Возможно продолжительное существование атомов индивидуальной души в соединённом состоянии после разрушения материального тела, но рано или поздно атомы рассеиваются и индивидуальность человека исчезает, после чего сознание соединяется с первоисточником сознания и может вновь повторить воплощение в материальном мире.
Поэтому было необходимо рождение Христа, чтобы бессмертие индивидуальных человеческих душ стало возможным, поскольку люди сами не могут достичь нерушимого состояния атомов индивидуальности, то есть не могут создать нерушимую индивидуальную душу, которая не подвержена рассеиванию в пространстве после прекращения жизнедеятельности материального тела. Поэтому Христос как сын Бога воплотился среди людей, чтобы стать "первенцем из мёртвых" (первым живым из мёртвых) и привлечь к себе всех, и в результате люди увидели преображение, воскресение и вознесение материального тела, что возможно, если соединение атомов индивидуальности нерушимое. А именно в результате нерушимого соединения атомов индивидуальности произошло воскресение и вознесение преображённого тела, что стало парадигмой гностической (основанной на знании) и канонической (основанной на вере) Христианской философии.
Христианская философия похожа на системы других мировых философий, но существенно отличается, поскольку утверждается бессмертие индивидуальной души и допускается воскресение тела, что является невозможным с точки зрения всех других философий мира.
Только в контексте Христианской философии возможно подлинное понимание человека, поскольку индивидуальное бессмертие является единственной истиной жизни, а если индивидуальное бессмертие отрицается, то человек не может найти истину в бессмертии сознания, что является причиной противоречий личности.
Осознание этих противоречий возможно в контексте некоторых других философских систем, в которых утверждается, что сознание предопределяет существование человека, но только в контексте Христианской философии возможно понимание подлинного бессмертия, которое нейтрализует противоречия личности. То есть с точки зрения психологии и физиогномики можно учитывать концепции разных философских систем, которые позволяют рассматривать разные аспекты человеческой личности, но необходимо обращать особое внимание на индивидуальность, поскольку индивидуальность позволяет понимать мировоззрение человека, а также даёт представление о возможных психологических проблемах личности.
В современной философии душу-сознание обозначают термином "трансцендентальное", а душу-индивидуальность обозначают термином "экзистенциальное", либо в "глубинной психологии" швейцарского психолога К. Г. Юнга душа-сознание обозначена термином "Я", а душа-индивидуальность обозначена термином "САМОСТЬ". Применение данных терминов позволяет понимать суть человеческой индивидуальности в контексте экзистенциальной философии, а суть сознания в контексте трансцендентальной философии, а также в контексте психологии К. Г. Юнга. Или можно использовать терминологии некоторых других психологических и философских систем, в которых есть понимание сути человеческой индивидуальности, что показано на схеме.

изображение духа души и тела в физиогномике На схеме показано условное изображение человеческого лица в профиль. Лицо разделено на три физиогномические сферы: сознания (лоб и брови), индивидуальности (нос), чувств (губы и подбородок).
Для каждой сферы соответствуют понятия (термины) известные из разных философских и психологических систем, а именно понятия сгруппированы согласно трём физиогномическим сферам, что образует треугольник, который показывает соотношения духа, души и тела, или иначе сказать соотношения трансцендентального, экзистенциального и материального.

-

Сфера сознания соотносится с трансцендентальными образами, которые не доступны чувственному восприятию, но могут быть осознаны. Сфера индивидуальности соотносится с экзистенциальными феноменами, которые не доступны чувственному восприятию, но являются сущностью жизни. Сфера чувств соотносится с материальными (эмпирическими) явлениями, которые воспринимаются чувствами и могут быть постигнуты сознанием.
Если преобладает сфера сознания, то человеку свойственно трансцендентальное миропонимание. Если преобладает сфера индивидуальности, то человеку свойственно экзистенциальное мировоззрение. Если преобладает сфера чувств, то человеку свойственно материальное мироощущение. Но необходимо учитывать, что каждый человек в той или иной степени обладает трансцендентальным миропониманием, экзистенциальным мировоззрением и материальным эмпирическим мироощущением, но если преобладает какая-либо одна физиогномическая сфера, то соответствующее отношение человека к миру наиболее заметно.
С точки зрения глубинной психологии К. Г. Юнга сфера сознания соотносится с осознанным психологическим "Я", а сфера индивидуальности соотносится с архетипом самости или психологическим центром персональной особости человека.
Необходимо сказать, что К. Г. Юнг является автором "аналитической психологии", согласно которой поведение людей обусловлено функциями головного мозга, а также является автором "глубинной психологии", согласно которой мотивы поведения и влечения людей обусловлены экстраординарными факторами не связанными с функциями мозга.
Информацию про соотношения аналитической психологии К. Г. Юнга с физиогномикой человеческого лица смотрите на страницах этого сайта в разделе с названием аналитическая физиогномика.

С точки зрения оккультной философии сферу сознания можно соотнести с ментальным телом, сферу индивидуальности с астральным телом, сферу чувств с физическим телом при условии, что в контексте оккультной философии, а также в контексте греческой философии или трансцендентальной философии источник сознания располагают за пределами умопостигаемого космоса, и как бы располагают вне пределов человеческого тела вне физиогномических сфер лица. Но в контексте физиогномики все три тела человеческой сущности находятся в пределах умопостигаемого космоса, и поэтому ментальное тело соотносится с сознанием.
С точки зрения общепринятого религиозного понимания трёх уровней человеческой сущности сфера сознания соотносится с духом, сфера индивидуальности соотносится с душой, сфера чувств соотносится с телом, то есть душа-сознание эквивалентна духу, а душа-индивидуальность является душой как таковой.
Таким образом, разные философские и психологические системы оперируют тождественными понятиями, но используют разную терминологию или присваивают понятиям разный смысл, и поэтому по-разному оценивают строение человеческой сущности. Особенно заметно различие смыслов в понимании человеческой индивидуальности, поскольку сфера индивидуальности недоступна непосредственному восприятию и осмысливанию, и поэтому во многих философских и психологических системах индивидуальность является несущественной или вовсе отсутствует, но это краеугольный камень, а именно сфера индивидуальности является ключевой для понимания человека, и требует особого внимания. Поэтому если в той или иной философской или психологической системе есть разница между осознаваемым Я и индивидуальным Я человека, то такая система является полноценной, а если об индивидуальном Я нет информации, то система является неполной.
Подлинное понимание индивидуальности и понимание стремлений индивидуальности к бессмертию возможно только в контексте Христианской философии.
Более подробную информацию о понимании бессмертия и индивидуальности в разных философских и психологических системах, а также информацию об отличиях разных философских и психологических систем от концепций Христианской философии, и в частности Христианской гностической философии, постараюсь опубликовать в будущем.

На следующей странице дано сравнение древнеиндийской индуистской философии с физиогномикой человеческого лица.

-

предыдущая - вверх - следующая