Аналитическая физиогномика - это система 64 психологических типов, согласно
которой физиогномика человеческого лица, и в частности асимметрия правой
половины и левой половины лица является отображением психологических параметров
человеческой личности, и соотносится с концепциями аналитической психологии К.
Г. Юнга, а также соционики А. Агустинавичуте и
типологии И. Бригс-Майерс. Принципиальной особенностью
аналитической физиогномики является систематизация психологических типов
посредством гексаграмм канона перемен И Цзин и физиогномических изображений,
которые являются образами психологических типов и построены в соответствии с
гексаграммами, то есть черты человеческого лица в физиогномических изображениях
или визуальных образах психологических типов соотносятся с 64 гексаграммами и
порядковыми номерами гексаграмм канона перемен И Цзин. Преимуществом
психологического анализа в контексте аналитической физиогномики является
возможность визуальной идентификации психологических типов посредством
универсальной тождественной гексаграммам И Цзин аналитической системы, согласно
которой психологические параметры (компоненты) человеческой личности
соответствуют чертам (формальным элементам) человеческого лица.
Принципы аналитической физиогномики заключаются в следующем.
Левый глаз соотносится с экстравертной установкой личности, а правый глаз
соотносится с интровертной установкой личности, то есть если активен левый глаз,
то человек является экстравертом, а если активен правый глаз, то человек
является интровертом. При условии, что активный глаз больше и привлекает
внимание, а пассивный глаз менее открытый и менее заметный.
Рациональные психические функции (логика и этика) соотносятся с верхней сферой лица и
конкретно соотносятся с
бровями, которые символизируют сознание, а иррациональные психические функции
(сенсорика и интуиция) соотносятся с нижней сферой лица и конкретно соотносятся с углами рта, которые символизируют
чувства. Поскольку рациональные функции являются осознанными, а иррациональные
функции являются чувственными.
Логическая функция соотносится с правой половиной лица, поскольку является в большей
степени индивидуальной, нежели смежная этическая функция, которая в
большей степени направлена на понимание процессов внешнего мира. То есть
логическая функция соотносится с правой бровью и правой интровертной половиной лица, а этическая
функция соотносится с левой бровью и левой экстравертной половиной лица.
Аналогично сенсорная функция соотносится с левой половиной лица,
поскольку направлена на ощущение предметов внешнего мира, а смежная интуитивная функция
соотносится с правой половиной лица, поскольку отвлечена от предметов внешнего
мира. То есть сенсорная функция соотносится с левым углом рта и левой экстравертной половиной
лица, а интуитивная функция соотносится с правым углом рта и правой интровертной половиной лица.
Перечисленные соотношения компонентов человеческой психики с
чертами лица отображены в физиогномических образах психологических типов. А именно
асимметричные черты лица указывают активность одной психической функции и
пассивность смежной психической функции. Симметричные черты лица указывают
очевидность и неочевидность смежных психических функций.
Например, асимметричные брови указывают активную логическую функцию и пассивную
смежную этическую функцию, если правая бровь активная (тонусная) и левая бровь пассивная
(нетонусная).
Либо асимметричные брови указывают активную этическую функцию и пассивную
смежную логическую функцию, если левая бровь активная и правая бровь пассивная.
Симметричные брови указывают очевидную логическую функцию и неочевидную
этическую функцию, либо указывают очевидную этическую функцию и неочевидную
логическую функцию.
Физиогномические образы психологических типов можно видеть в
галерее на страницах этого сайта в другом
разделе, который имеет название: правое и
левое лицо, где также есть более подробная информация о соотношениях компонентов человеческой психики с
чертами лица и соотношениях 64 психологических типов аналитической физиогномики
с 64 гексаграммами канона перемен И Цзин.
Показанные изображения в галерее целесообразно использовать как условные
физиогномические образы,
согласно которым систематизированы психологические типы,
но всё же условные образы предназначены для сравнения с реальными
лицами людей, и поэтому необходимо анализировать черты лица и
идентифицировать признаки активности/пассивности или очевидности/неочевидности
психологических компонентов. Например, предлагаю вашему вниманию физиогномический
анализ, согласно которому идентифицирован психологический тип в автопортрете М. А. Врубеля:
Как можно видеть, в автопортрете М. А. Врубеля левая бровь приподнята, то
есть является активной (имеет тонус) по
сравнению с правой бровью, что соответствует активной этической функции и
пассивной логической функции. Правый глаз более заметен и имеет больший размер
по сравнению с левым глазом, что соответствует активной интроверсии и пассивной
экстраверсии. Левый угол рта и правый угол рта являются симметричными, но в целом углы рта пассивные
(нетонусные), что
соответствует очевидной интуитивной функции и неочевидной сенсорной функции.
Информацию о соотношениях черт лица и психологических параметров человеческой
личности с признаками очевидности и неочевидности, или активности и пассивности
смотрите на страницах этого сайта в разделе, который имеет название правое и левое
лицо.
В совокупности психологические параметры в автопортрете М. А. Врубеля соотносятся с 58 гексаграммой И Цзин,
что соответствует 58 психологическому типу в системе 64 психологических типов
аналитической физиогномики. А именно активная левая бровь соотносится с
прерванной чёрточкой на шестой верхней позиции, пассивная правая бровь
соотносится с целой чёрточкой на пятой позиции,
пассивный левый глаз соотносится с целой чёрточкой на четвёртой позиции, активный
правый глаз соотносится с прерванной чёрточкой на третьей позиции, углы рта
соотносится с
целыми чёрточками на второй и первой позициях.
Информацию о соотношениях черт человеческого лица с позициями чёрточек в гексаграммах И Цзин
тоже
смотрите на страницах этого
сайта в разделе, который имеет название правое и левое
лицо.
В контексте аналитической психологии К .Г. Юнга психологический тип
М. А. Врубеля является этическим интровертным, или иначе можно сказать, что в автопортрете
М. А. Врубеля изображены черты лица, согласно которым можно идентифицировать
человека как этического интроверта.
В контексте соционики
А. Агустинавичуте психологический тип М. А. Врубеля является
этико-интуитивным интровертным, то есть ведущая этическая функция и
второстепенная интуитивная функция, а также интровертная установка личности
образуют этико-интуитивный интровертный тип личности, что обозначается буквами
ЭИИ.
Согласно типологии И. Бригс-Майерс психологический тип М. А. Врубеля является
интровертным - этическим - интуитивным - рациональным, что обозначается буквами IFNJ,
где буквы означают: I - интроверсия, F - этическая функция, N - интуитивная
функция, J - рациональность.
Подробные сведения о буквенных обозначениях в соционике и типологии И. Бригс-Майерс
смотрите на страницах этого сайта в другом разделе, который называется
правое и левое лицо.
В системе 64 психологических типов аналитической физиогномики можно видеть, что интуитивная и сенсорная
функции являются совмещёнными, поскольку левый угол рта и правый
угол рта симметричны. Следовательно, психологическая полярность интуиции и сенсорики не
является противоречивой в характеристиках личности М. А. Врубеля, что в контексте
аналитической психологии К. Г. Юнга, соционики
А. Агустинавичуте или типологии И. Бригс-Майерс не считается возможным,
поскольку совмещение психологических параметров не принимается во внимание. Поэтому система 64
психологических типов аналитической физиогномики более адекватна для
идентификации типов человеческой личности по сравнению с другими типологиями в
рамках аналитической психологии.
На следующей странице перечислены аналогии психологических типов аналитической психологии К. Г. Юнга, а также соционики А. Агустинавичуте и типологии И. Бригс-Майерс с 64 психологическими типами аналитической физиогномики.