философия даосизма

центральная страница философии даосизма


книги китайской философии
портрет и анализ характера Лафатера
семейные роли отца и матери
философия Демокрита и учение об атомах
принципы эпикурейской философии
экзистенциальное мировоззрение
лицо человека как грани призмы
буддийская философия и физиогномика

Страница 9.

физиогномика лица и Дао Дэ Цзин  

Китайская философия и физиогномика.
На девятой странице дана информация о сравнении физиогномики человеческого лица с философскими понятиями даосизма, который является производным от древней китайской философии и Книги Перемен И Цзин.

-

Концепции даосизма и китайской философии.
Физиогномика лица и Дао Дэ Цзин.

Даосизм противоположен конфуцианской философии, но источником обеих философских систем является древняя китайская философия, которая по-разному переосмыслена в контексте конфуцианства и даосизма.
Основным понятием древней китайской философии является "дао", которое возникает из соединения противоположностей, а именно дао - это результат взаимодействия противоположностей при условии, что результатом может быть гармоничное или дисгармоничное взаимодействие, но в любом случае в результате соединения противоположностей возникает дао. Великое дао - это гармония противоположностей, а ничтожное дао - это дисгармония противоположностей.
Изначальными противоположностями являются небо (цянь) и земля (кунь). Небо соотносится с физиогномической сферой сознания, а земля соотносится с физиогномической сферой чувств, что показано в таблице.

таблица китайской философии для физиогномики Небо творит образы (сян), а земля подражает образам неба (образцам-фа) и творит формы (син). Небо знает великое начало, а земля творит и завершает вещи. Небо обладает свойством света (ян), а земля обладает свойством тьмы (инь).
Более подробную информацию об изначальных противоположностях китайской философии смотрите в других источниках информации, и в частности смотрите книгу "Сицы чжуань".
Должен сказать, что переводы книг древней китайской философии на русский язык или английский язык не являются точными, но всё же некоторый смысл китайской философии может быть понятен из имеющихся переводов. Хочется надеяться, что понимание китайской философии с точки зрения физиогномики человеческого лица позволит осуществить более осмысленные переводы в будущем.

-

В процессе взаимодействия неба и земли возникает дао.
Можно сказать, что дао возникает в воде, поскольку в Библии написано, что в начале сотворил Бог небо и землю, но земля была безвидна и пуста (была тьмой-инь), и только Дух Божий носился над водой (был светом-ян).
Вода - это дистанция между небом и землёй, в которой возникает мироздание при условии, что мироздание охватывает небо и землю, и соответственно дао осуществляется в трёх сферах мироздания, где в соответствии с тремя сферами возникают духовные структуры:
- благодать (дэ) и дух (хунь) относятся к сфере сознания;
- дух (шень) и душа (гуй) относятся к сфере индивидуальности;
- дыхание (ци) и сущность (цзин) относятся к сфере чувств.
Данная духовная структура мира сопоставима с триграммами и гексаграммами И Цзин.
Кроме того, в китайской философии известны пять элементов или иначе сказать формы (син), которые образуют природу мира, что соотносится с физиогномической сферой чувств:
чжи - проницательность;
и - справедливость;
синь - искренность;
ли - ритуал;
жень - милосердие.
Элементы позволяют воздействовать на осуществление дао, то есть посредством сознания человек способен понимать образы неба и посредством чувств способен формировать необходимое отношение к миру. А также способен реализовывать необходимые события, и тем самым может осуществлять гармоничное дао в том случае, если нет противоречий между небом и землей (противоречий между сознанием и чувствами), либо может осуществлять дисгармоничное дао в том случае, если между небом и землёй есть противоречия.
Если осуществляется гармоничное дао, то накапливается благодать (дэ) и осуществляется потенциал духа (шень), что является целью человеческой жизни с точки зрения китайской философии.
В контексте конфуцианской философии и в контексте даосской философии используются одинаковые основополагающие понятия древней китайской философии, но различия заключаются в том, что даосам необходимо "недеяние" (у вэй), а конфуцианцам необходимы правильные социальные роли для осуществления человеческой индивидуальности и увеличения благодати (дэ). А именно недеяние - это состояние, когда человек отказывается от целеполагающих проявлений личности обусловленных индивидуальными стремлениями, и допускает спонтанное осуществление жизнедеятельности в согласии с естественными законами мироздания, что приводит к увеличению благодати (дэ) в том случае, если жизнедеятельность человека обусловлена предопределениями неба и не нарушает естественные законы природы. Правильные социальные роли - это иерархическое положение людей в обществе адекватное индивидуальным качествам каждого человека и допускающее развитие общественных событий в соответствии с предопределениями личности в том случае, если личная индивидуальность человека правильно выражает законы мироздания, что приводит к увеличению коллективной благодати (дэ).
Подробную информацию о социальных ролях людей в обществе с точки зрения конфуцианской философии смотрите на третьей странице этого раздела сайта.
По существу различие двух философских систем заключается в том, что в конфуцианской философии необходимо согласование индивидуальности с общественными интересами ради достижения социального блага, а в даосской философии необходимо согласование индивидуальности с естественными законами мироздания ради личного блага, что предполагает гармоничное устройство общества в том случае, если каждый человек живёт в согласии с миром. Но в любом случае требуется отказ от индивидуальности, что отрицает индивидуальное бессмертие человека ради единение духа (шень) и души (гуй) с общечеловеческим благом (дэ) и духом (хунь), что приводит к благоденствию, процветанию и долголетию. То есть индивидуальность человека удовлетворяется общественным благом, но в итоге индивидуальная душа человека лишена бессмертия.
Необходимо сказать, что в неодаосизме и в средневековой даосской алхимии говорится о бессмертии души и тела, но понимание бессмертия возникло после рождения и воскресения Христа, а в раннем даосизме не было речи об индивидуальном бессмертии, и тем более в контексте конфуцианской философии ничего не сказано о бессмертии. А именно душа человека согласно закону перемен соединяется с дао неба и земли, и вновь повторяет цикл превращений жизни.
Для понимания процессов, которые происходят в результате перемен человеческой души и в результате циклических повторений жизни, в китайской философии применяются символы Книги Перемен И Цзин, которые являются основой даосизма, а также Книга Перемен И Цзин является основой конфуцианской философии.
Две философские системы используют одинаковые символы, но придерживаются разных идеологических схем, согласно которым осуществима гармония дао и достижима благодать (дэ). Для конфуцианской философии ключевым элементом человеческой природы является ритуал или благопристойность (ли), а для даосизма ключевым элементом человеческой природы является искренность (синь), что в сочетании с разными представлениями о социальной роли человеческой индивидуальности составляет различие даосизма и конфуцианства.
Кроме книги И Цзин основополагающей для даосизма является книга "Дао Дэ Цзин", где описаны принципы человеческой жизни в согласии с мировой гармонией дао, что необходимо для объединения сущности (цзин) и благодати (дэ), а также в книге Дао Дэ Цзин описаны принципы, согласно которым индивидуальность человека отождествляется с благодатью (дэ) и достигается недеяние (у вэй).
Физиогномические соотношения благодати (дэ) и сущности (цзин), а также физиогномические соотношения других понятий китайской и даосской философии смотрите в таблице выше на этой странице. А также смотрите книги по китайской философии, поскольку книги позволяют понимать смысл философских понятий и тем самым позволяют понимать смысловые соотношения психофизиологических явлений с физиогномикой человеческого лица.

Следующий раздел этого сайта имеет название профили (концепции 3), где описаны методы измерений геометрических размеров и пропорциональных соотношений форм человеческого лица, что позволяет рассматривать пропорции лица с точки зрения законов гармонии.
Кроме того, описаны астрологические и нумерологические соотношения, согласно которым пропорции лица связаны с формами правильных геометрических фигур, что определяет признаки красоты и может быть интересным с точки зрения не только физиогномики, но также косметической медицины.

-

предыдущая - вверх - ххххххххх